МБОУ "Средняя школа №3"
город Рославль Смоленской области
  • Безопасность на железной дороге

    Профилактическая беседа

    Недопущение противоправных деяний несовершеннолетними и правила поведения на железной дороге

    Железная дорога - зона повышенной опасности, где главным травмирующим фактором был и остается наезд подвижного состава (поезда), а также высокое напряжение в контактном проводе (в Смоленской области около 27000 Вольт). На железной дороге ежегодно погибают и получают увечья тысячи граждан. Причины несчастных случаев - грубое нарушение правил нахождения в зоне движения поездов, личная неосторожность, спешка, невнимание, нежелание ждать или сократить путь, использование в зоне движения поездов мобильных телефонов и наушников, а также отсутствие контроля со стороны взрослых за досугом несовершеннолетних.

    В связи с имеющими место случаями смертельных травм на объектах железнодорожного транспорта, а также фактами вандализма и хулиганских действий подростков в отношении объектов железнодорожного транспорта родителям необходимо уделять повышенное внимание к проведению досуга детьми и постоянно напоминать им основные правила безопасного поведения на железной дороге.

    Запомните:

    • Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам.
    • Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!
    • Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.
    • Не выходите из вагона до полной остановки поезда.
    • Не играйте на платформах и путях!
    • Не высовывайтесь из окон на ходу.
    • Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.
    • Не ходите на путях.
    • На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.
    • Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!
    • Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.
    • Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.

    Одними из современных «развлечений» молодежи на железной дороге являются зацепинг и руфинг (способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах или иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны). Включает в себя проезд на крышах, открытых проходных или тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов, в подвагонном и межвагонном пространстве. Мотивацией к данному противоправному поведению подростков служит появление в сети «Интернет» видеороликов или иных материалов, пропагандирующих противоправное поведение на железной дороге, освещение в СМИ событий и инцидентов, произошедших с участниками противоправного поведения. Необходимо помнить, что несовершеннолетние, практикующие «зацепинг», подвергают себя определенным рискам: травмирование или гибель в результате падения с движущегося поезда; поражение электрическим током от контактной сети подвижного состава.

    Родителям стоит обратить внимание на одежду детей. Для зацеперов характерны следы мазута на одежде, для защиты лица от ветра они покупают шапки с отверстиями для глаз и рта, медицинские маски. Так же подростки называют себя «трейн-хопперами» или «трейн-серферами», тщательно изучают схемы движения и расписание поездов, электричек, проявляют повышенный интерес к устройству поезда.

    Так же хочется отметить, что подростки зачастую становятся жертвами вербовки в социальных сетях. Чтобы склонить несовершеннолетних к совершению преступлений преступники (специально подготовленные люди) находят подростков в соцсетях и мессенджерах, втираются к ним в доверие, обещая денежное вознаграждение и полную безнаказанность. Также злоумышленники при помощи манипуляций выявляют психологические проблемы и нагнетают настроение подростка, чтобы он на эмоциях согласился совершить акт диверсии. Преступники буквально подводят несовершеннолетних к тюрьме - сами они зачастую находятся за границей или пользуются сервисами, позволяющими скрыть местоположение.

    Диверсия - локальное нанесение ущерба военно-политическому потенциалу страны, которое может сопровождаться человеческими жертвами.

    Общаясь с людьми онлайн, необходимо помнить о правилах безопасности:

    1. Сохранять осознанность, понимание того, что происходит на данный момент;
    2. Не выносить в социальные сети личную информацию, повышать приватность личных страниц в социальных сетях;
    3.  Не отвечать на личные сообщения от подозрительных пользователей;
    4. Не поддаваться соблазну пройти всевозможные онлайн-тесты в социальных сетях.

    Наказание за совершение актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта довольно внушительное, влекут за собой реальные сроки лишения свободы (до 20 лет).

    Данную деятельность курируют взрослые лица, имеющие опыт преступной деятельности. Ими даются четкие инструкции о том, какие действия нужно выполнить, в том числе по предупредительным мерам: как скрыть факт совершения диверсии, как пользоваться сотовой связью. В уголовном праве Российской Федерации под термином «диверсия» подразумеваются действия, направленные на экономическое и оборонное ослабление                                                                                                                                             страны.

    Ответственность за совершение диверсий несут как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

    Совершение диверсий гражданином РФ по заданию иностранной разведки или иностранной организации квалифицируется по совокупности с государственной изменой по ст. 275 и 281 УК РФ. Преступление относится к категории особо тяжких, санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы от 10 лет до 20 лет либо пожизненное лишение свободы. Просим обратить внимание на данную информацию и объяснить своим детям всю серьезность последствий.

    Еще раз напомните подросткам, что о любых предложениях легкого заработка, поступающих в сети «Интернет», необходимо рассказывать родителям, не вступать в переписку с неизвестными, не сообщать им никаких личных данных, не поддаваться на уговоры и шантаж! Иногда один неосознанный шаг, совершенный в прошлом, может стать препятствием к поставленным целям!

    Правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте.

    • проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах;

    • при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта);

    • проезд гражданина в инвалидной коляске  через железнодорожные пути  допускается только по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающим;

    • осуществлять посадку и (или) высадку, не создавая помех другим гражданам только при полной остановке поезда;

    • осуществлять посадку и (или) высадку только со стороны пассажирской платформы (в специально отведенных и приспособленных местах железнодорожных станций), держать детей за руку или на руках;

    Категорически запрещается:

    • подлезать под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом, перелезать через  автосцепные устройства между вагонами;

    • заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы;

    • бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом;

    • устраивать различные подвижные игры, оставлять детей без присмотра (гражданам с детьми);

    • прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути;

    • проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума;

    • подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети, воздушных линий электропередачи и искусственных сооружений;

    • прикасаться к проводам, идущим от опор и специальных конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи;

    • приближаться к оборванным проводам;

    • находиться в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;

    • повреждать объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования;

    • повреждать, загрязнять, загораживать, снимать, самостоятельно устанавливать знаки, указатели или иные носители информации;

    • оставлять на железнодорожных путях вещи;

    • иметь при себе предметы, которые без соответствующей упаковки или чехлов могут травмировать граждан;

    • иметь при себе огнеопасные, отравляющие, воспламеняющиеся, взрывчатые и токсические вещества;

    • подходить к вагонам до полной остановки поезда, прислоняться к стоящим вагонам, осуществлять посадку и (или) высадку во время движения;

    • стоять на подножках и переходных площадках,  задерживать открытие и закрытие автоматических дверей вагонов, высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров;

    • проезжать в местах, не приспособленных для проезда;

    Характерные особенности железнодорожного транспорта

    • большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет 3-4 тысячи тонн, масса пассажирского состава – около 1 тысячи тонн, масса одной цистерны - 80 - 100 тонн;

    • высокая скорость передвижения состава (эксплуатационная скорость движения пассажирского поезда: дальнего сообщения 120 км/час, пригородного сообщения – 120 -130 км/ч);

    • опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);

    • контактная сеть постоянного тока напряжением 3,3 кВ и переменного тока напряжением 25 кВ и 2х25 кВ;

    • наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).

    • по железным дорогам перевозится более 400 наименований опасных грузов, в случае крушения состава с такими грузами может возникнуть зона ЧС с комбинированными поражениями - от взрыва, разлива химических веществ, пожара и схода (столкновения, опрокидывания) вагонов.

    • Зона аварии - зона, занятая поврежденным подвижным составом, развалом, россыпью, разливом груза, увеличенная по периметру на дополнительную полосу шириной не менее 15 метров, в пределах которой проводятся спасательно-восстановительные работы при строжайшем соблюдении необходимых мер предосторожности.

    • Опасные грузы - вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей.

    • Крушение поезда - столкновение пассажирского или грузового состава с другим поездом или подвижным составом, сход подвижного состава в поезде на перегонах и станциях, в результате которого погибли и (или) ранены люди, разбиты локомотив или вагоны до степени исключения из инвентаря, либо полный перерыв движения на данном участке превышает нормативное время для ликвидации последствий столкновения.

    Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Ежесуточно на станциях и участках железных дорог России находятся около 16-20 тысяч вагонов с опасными грузами, а в год ими перевозится около 400 млн. тонн этих грузов. По железным дорогам осуществляется перевозка не только грузов, но и пассажиров.

    Действия при аварии на железнодорожном транспорте

    Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются: неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

    Основные профилактические правила

    С точки зрения безопасности самые лучшие места в                                            поезде - центральные вагоны, купе с аварийным выходом - окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

    Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

    • при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

    • тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

    • не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;

    • курение в поезде запрещено;

    • не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;

    • не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

    • при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

    Как действовать при железнодорожной аварии

    При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

    Как действовать после железнодорожной аварии

    Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или            окна - аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если это невозможно - идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов - малминит -  выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

    Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

    Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

    Основные рекомендации по поведению в поезде:

    • не пей напитков, предлагаемых незнакомыми людьми; ничего не покупай у них и не играй с посторонними на деньги;

    • будь вежлив с пассажирами и проводником, выполняй его законные требования и распоряжения, даже если они тебе не нравятся. В случае сомнения обратись к начальнику поезда, вежливо изложив ему суть проблемы;

    • чаще мой руки, особенно после выхода из купе и посещения туалета; не ешь немытых фруктов и овощей; не пей сырую воду в пути и воду из случайных источников;

    • не трогай стоп-кран без крайней необходимости; не высовывай руки и голову из окна;

    • не трогай наружные двери, не стой в тамбурах и на подножках при движении поезда;

    • на остановках не уходи от поезда на расстояние больше того, которое ты сможешь пробежать за 10-15 секунд; не обходи стоящий поезд слишком близко от него — он может неожиданно тронуться;

    • не отходи от своего вагона, если поезд прибыл к островной платформе, на свободный путь может прибыть другой поезд, который закроет проход;

    • не выходи из дверей, открывающихся не на платформу, — так можно попасть под рядом идущий поезд.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике